Фания Акрамовна Шевчук (девичья фамилия Гареева) родилась в деревне Муртазино Башкирской АССР в 1925 году. В 1937 году вместе с матерью переехала в Якутию, где на тот момент уже проживал ее отец. В это время государственная репрессивная машина работала на полную мощь — Север стал большим лагерем для «врагов народа», а также местом укрытия от репрессий для тех, до кого эта машина еще не добралась. В том же году за неприятие советской власти был расстрелян дед художницы Амударис и дед ее будущего мужа Сосфен за то, что служил в царской армии.
На Севере Фания окончила школу, затем отучилась на радиста, пела в кружке художественной самодеятельности и выпускала стенгазету. Большое влияние на ее формирование оказало общение с ссыльными, ими часто были люди с высокой степенью эрудиции и культуры. Как написано в предисловии к каталогу художницы 1993 года, один из таких ссыльных (имя не упоминается) привез с собой в ссылку «Историю живописи» Александра Бенуа (один из томов представлен в экспозиции), а после его освобождения в 1953-м книга была подарена Фание Акрамовне.
Фания уже с 15 лет начала работать, в том числе радисткой, ходила по морю Лаптевых и получила медаль заслуженной полярницы. Чуть позже вышла замуж за Юлиана Сосфеновича Шевчука, работника министерства торговли СССР по госзакупкаму украинского происхождения. Потом семья переехала в Магадан, где Фания планировала поступить в художественную школу, но так и не поступила (причины неизвестны). В 1957 году в поселке Ягодное Магаданской области родился сын Юрий, чуть позже родилась дочь Наталья и Владимир. В 1964 году семья переехала в Нальчик, где Фания Шевчук начала работать в самодеятельной художественной студии, здесь же состоялась первая выставка художницы. В 1970 году семья переехала в Уфу, а в 1974-м Фания Акрамовна устроилась работать на художественно-графический факультет БГПУ и параллельно получила художественное образование. К тому моменту ей было 48 лет.
Ранние работы Фании Шевчук отличались графичностью и стремлением передать сходство с натурой — изображаемыми предметами или людьми. В конце 70-х, после повторной поездки на Крайний Север, поменялась ее художественная практика — она начала иначе взаимодействовать с цветом, формой и пространством. Видимо, поэтому художница все чаще начала обращаться к жанру натюрморта и пейзажа, некоторые произведения можно смело назвать абстрактными.
В 90-е она переехала вместе с сыном Юрием в Санкт-Петербург, где они жили на Синопской набережной. Здесь же, как это часто бывает в отрыве от родины, произошло осознание своей связи с башкирской культурой, это отразилось в ее работах. Появилась декоративность, яркие цвета, элементы орнамента, в натюрмортах — предметы народного быта: посуда, утварь или ткани.
Последние годы художница прожила в Уфе. Ушла из жизни в 2019 году.